Получение майских маток
Для получения высококачественных майских маток хорошо развивающую семью в конце апреля пересаживаю в улей лежак и усиливаю печатным расплодом в несколько этапов. Накопив в гнезде 20 рамок печатного расплода, отсаживаю матку в отводок на 4 - 5 рамках. Осиротевшая семья, которая затем станет воспитательницей, 6 - 7 дней живёт без матки, пополняясь молодыми пчёлами. Материнскую семью выбираю из отличившихся в прошлом сезоне по хозяйственно признакам и хорошо развившихся весной Или же использую в качестве материнской семью с породистой маткой, полученной из питомника. На пятый день после отсадки матки из семьи-воспитательницы готовлю материнскую семью к получению качественных личинок, а воспитательницу — к приёму. Маток вывожу путём переноса личинок Подготовка семей заключается в том, что из материнской удаляю часть открытого расплода, что бы для оставшегося создать избыток пчёл кормилиц. Интенсивно закармливаю их медово-пергово-восковой смесью, которую готовлю следующим образом. Нахожу в какой-нибудь семье рамку, полностью заполненную пергой ( Такие всегда есть весной и обычно располагаются с краю гнезда ) Ставлю её на боковую планку прямо на рамки материнской семьи и начинаю снизу рамки нарезать узкие полоски, располагая нож под углом 45° к рамке, стараясь резать так, что бы каждая ячейка получила разрушение. Таким образом, разрезаю всю рамку, получая горку медово - пергово - восковой смеси. Накрываю её холстиком и закрываю улей. Пчёлы не могут повторно переложить в соты такую пергу, а могут лишь убрать поедая, чем иначинают разу заниматься. Интенсивно питаясь пергой и не находя достаточного количества молодых личинок ( поскольку часть из них была отобрана ), пчёлы усиленно кормят оставшихся, что нам и нужно для поучения качественного исходного материала для прививки выходящие из яиц личинки получают избыток корма и плавают в нём, что создаёт дополнительное удобство для извлечения их шпателем. Нв 5 - 6 день после осиротения семьи-воситательницы осматриваю все её рамки, удаляю свищевые маточники. За сутки до прививки личинок помещаю в неё прививочную рамку, чтобы пчёлы подготовили и закрепили мисочки. Прививку личинок провожу, если позволяет погода, прямо над ульём. На воспитание даю 12 - 15 личинок. Приём личинок высокий, иногда достигает 100 %. На следующий день проверяю приём и болше семью не беспокою. Обильно снабжённые белковым кормом пчёлы отстраивают крупные маточники правильной формы, покрытые восковой побелкой, отчего они имеют белый цвет. Дополнительно подкармливать семью нет необходимости, поскольку полученную медово-пергово-восковую смесь сразу переработать она не может, и её хватает на весь период кормления будущих маток. На 11 день снимаю маточники с прививочной рамки и помещаю в маточные клеточки. Через день - два появляются молодые матки. Они быстро перемещаются в клеточках, но ещё на день два оставляю их там для дозревания, после чего они становятся настолько энергичными, что некоторые при вынимании пробки выпархивают из отверствия. Вечером формирую из семьи-воспитательницы отводки, сила которых зависит от назначения ( ж-л « Пчеловодство » № 5, 2013 г Есть описание этой статьи из журнала НИЖЕ ), снабжая каждый отводок выведенной в этой семье маткой, и отвожу на кочевую пасеку. При излишке маток предпочтение отдаю тем, возле коеточек которых группируется больше пчёл. Если стоит благоприятная погода, матки быстро облётываются, и некоторые на 7 - 8 день начинают откладывать яйца. Считаю, что высокое качество маток достигается за счёт не только обильного кормления, но и его разнообразия, так как пчёлы кормилицы используют как пыльцу цветущих медоносов, так и заготовленную ранее. Пыльца различных растений отличается по своему составу. Весь процесс вывода маток должен проходить при наличии хороших медовых запасов в улье, что бы пчёлы семьи-воспитательницы при похолодании и отсутствии медосбора, не входили в режим экономии. Качество полученных таким образом маток неизменно бывает высоким С.Н. Овсянников Ростовская обл ( ж-л " Пчеловодство " № 4, 2016 г. стр 49-41 )
Чисто породное разведение,метод разведения пчёл, при котором спаривают пчелиных маток и трутней, принадлежащих к одной породе. Благодаря чистопородному разведению сохраняется порода пчёл, улучшаются породные признаки, совершенствуется генетическая структура, создаются большие массивы чистопородных пчелиных семей, выравненных по фенотипу, что имеет большое значение при использовании в пчеловодстве интенсивных технологий производства продукции. При чистопородном разведении пчёл также облегчается контроль за спариванием маток и трутней. Осуществляется оно на основе отбора, подбора и разведения по линиям, при благоприятных условиях кормления и содержания пчелиных семей и тщательном контроле за спариванием маток и трутней. При чистопородном разведении применяют также межлинейные скрещивания. Чистопородные группы пчелиных семей используют в хозяйственных целях для получения межпородных помесей.
Межпородные помеси, пчелиные семьи— помеси 1-го поколения, полученные от скрещивания разных пород пчёл. При правильном подборе отличаются от семей исходных пород большей жизнеспособностью и продуктивностью, что определяется проявлением гетерозиса и сочетанием ценных признаков исходных пород. При выведении постых межпородных помесей скрещивают две породы пчёл, сложных— три и более пород. Сложные межпородные помеси при правильном подборе исходных порд более продуктивны, чем простые. Лучше по продуктивности межпородные помеси от скрещивания линий пчёл, относящихся к разным породам. Межпородные помеси предназначены только для поллучения от них пчеловодческой продукции, т. е. для пользовательных пасек; выодить от них пчелиных маток нельзя, т. к их потомство вследствии затухания гетерозиса в последующих поколениях будет худшего качества ( с пониженной продуктивностью и жизнеспособностью ). Расплод и пчёл помесных семей используют для формирования отводков, в которые подсаживают помесных маток, таких же, как и в основных семьях. При получении межпородных помесей используют различные способы контроля над спариванием маток и трутней, в том числе искуственное осеменение. маток.